Важно! ВСЕ ДАННЫЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА САЙТЕ, ПРИМЕНЯЮТСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ! ТОЛЬКО ВРАЧ МОЖЕТ НАЗНАЧИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ!
Родительство — это одна из самых серьезных и ответственных задач. Помимо заботы и воспитания ребенка, также необходимо следить за его безопасностью. В нашем мире существует множество угроз, которые могут поджидать детей как в домашних условиях, так и на улице. Если ваш ребенок оказался в опасной ситуации, вы — единственный, кто до прихода медицинской помощи может ему помочь. Поэтому быть осведомленным о методах первой помощи крайне важно. В данной статье мы обсудим, как оказать первую помощь ребенку.
- Определите происшествие: Убедитесь, что ребенок действительно подавился и у него затруднено дыхание.
- Проверьте сознание: Постучите по плечу и задайте вопрос, чтобы проверить реакцию ребенка.
- Применение приема Heimlich: Для детей старше 1 года выполните компрессии в области живота.
- Для младенцев: Используйте методы нагибания вниз головой и похлопывания по спине.
- Вызывайте медицинскую помощь: Если объект не выходит и ребенок не дышит, немедленно вызывайте скорую помощь.
- Не паниковать: Сохраняйте спокойствие и действуйте быстро и уверенно.
Попадание инородного тела в дыхательные пути
Одной из наиболее критических ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок, является удушье из-за инородного тела. Большой предмет может полностью заблокировать дыхательные пути, что представляет серьезную опасность для жизни ребенка. Инородные объекты способны проникнуть как в левый, так и в правый бронх. Симптоматика в такой ситуации крайне серьезная, и ребенку срочно требуется помощь.
Симптомы попадания инородного тела в дыхательные пути
- Внезапный, интенсивный кашель у ранее здорового ребенка.
- Чувство удушья.
- Ребенок может показать растерянность, у него выпучиваются глаза, он машет руками и не может произнести ни слова.
- Сложности с дыханием, проникновение воздуха сопровождается втягиванием грудной клетки.
- Цианоз кожи лица.
- Потеря сознания из-за блокировки дыхательных путей инородным предметом.
- Повторяющиеся приступы кашля.
- Хрипота.
В случае попадания инородного тела в гортань у ребенка наблюдаются приступы кашля, напоминающие коклюш. Дети старшего возраста могут сообщить о неприятных ощущениях и боли при глотании.
Если вы заметили указанные симптомы, немедленно вызывайте скорую помощь!
Особенно опасно, если ребенок проглотил или вдохнул следующие вещи:
- иглу, булавку, кнопку, скрепку, гвоздь и т. д.;
- предметы, длина которых превышает три сантиметра;
- батарейки или элементы питания;
- магниты;
- осколки стекла;
- крупные косточки от фруктов, таких как персик, абрикос, слива.
Во время ожидания приезда скорой помощи постарайтесь сохранять спокойствие — именно вы способны помочь своему ребенку!
При оказании первой помощи будет полезно оставаться на связи с диспетчерами скорой, которые могут подсказать, что именно делать в данной ситуации. Сначала мы предоставим видеоурок по оказанию первой помощи, а позже подробно опишем последовательность действий.
Оказание помощи грудничку по методу Геймлиха. Описание видео
Этот метод подходит для помощи поперхнувшимся младенцам, включая новорожденных. Выполните следующие шаги:
- Положите ребенка лицом вниз так, чтобы его голова располагалась на вашей ладони, а ножки были по обе стороны ваших предплечий.
- Нежно похлопайте по спине между лопатками ладонью ровно пять раз. После этого внимательно посмотрите в рот ребенка и удалите видимый предмет, если он там окажется.
- Если ничего не изменилось, поместите ребенка на колени лицом вверх так, чтобы его голова была ниже туловища.
- Положите три пальца на центр грудной клетки ребенка (чуть ниже уровня сосков). Средний палец должен располагаться по центру грудной клетки.
- Приподнимите средний палец и с помощью остальных пальцев сильно надавите на область груди пять раз.
- Проверьте рот ребенка на наличие инородного объекта и при необходимости используйте указательный палец, чтобы надавить на корень языка, вызывая рвотный рефлекс для удаления инородного тела из дыхательных путей.
В ситуации, когда инородное тело попадает в дыхательные пути ребенка, первая помощь должна быть оказана незамедлительно. Я всегда подчеркиваю важность спокойствия в таком моменте. Первым делом нужно оценить состояние ребенка: если он кашляет, это хороший знак, поскольку рефлекс кашля помогает вытолкнуть инородное тело. Важно поддерживать ребенка и не мешать ему кашлять, так как это может привести к успешному удалению препятствия.
Если кашель неэффективен и ребенок не может говорить или дышать, необходимо перейти к маневру Хаймлиха. Для детей младше одного года я рекомендую размещать их на своем бедре, лицом вниз, и делать несколько хлопков по спине между лопатками, чтобы помочь вытолкнуть инородное тело. У более старших детей нужно встать позади и обхватить их руками на уровне живота, осуществляя резкие компрессии вверх и внутрь. Это может помочь вытолкнуть застрявший предмет.
В любом случае, после оказания первой помощи, независимо от ее результата, я советую незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Даже если кажется, что инородное тело было успешно удалено, важно, чтобы ребенок прошел обследование у врача. Наличие воспалительных процессов или повреждений дыхательных путей не всегда можно определить сразу, и только медицинский специалист сможет дать точную оценку состояния здоровья ребенка.
Данный метод в большинстве случаев оказывается эффективным. Однако, если попытки не увенчались успехом, продолжайте действовать до прихода скорой помощи!
Оказание помощи ребенку при попадании инородного тела в дыхательные пути. Описание видео
Если ребенок поперхнулся и не может дышать, следуйте тому же методу Геймлиха:
- Лягте на пол с ребенком на спине.
- Станьте на колени у его ног.
- Положите указательные и средние пальцы обеих рук на живот малыша между пупком и нижними ребрами.
- Сделайте сильное надавливание на диафрагму ребенка вверх.
- Убедитесь, что грудная клетка не испытывает давления.
- Повторяйте метод Геймлиха до тех пор, пока дыхательные пути не освободятся.
Признак успешности выполнения данной методики — восстановление самостоятельного дыхания и нормальный цвет лица у ребенка.
Важно помнить!
Похлопывание по спине может ухудшить обстановку! Инородный предмет может продвинуться глубже в дыхательные пути от ударов по спине!
Сердечно-лёгочная реанимация
В случае если ребенок не приходит в сознание и не дышит, необходимо немедленно провести сердечно-легочную реанимацию до прибытия медицинских работников.
Поскольку клетки мозга начинают отмирать спустя одну минуту без кислорода, каждую секунду важно действовать быстро:
- через 180 секунд может произойти потеря сознания;
- через 3 минуты могут возникнуть серьезные последствия;
- через 5 минут существует риск летального исхода;
- через 10 минут ребенок может впасть в кому, а мозг получит серьезные повреждения.
Если во время отсутствия дыхания вы проведете реанимацию в течение 3-4 минут, шансы на спасение жизни значительно возрастут.
Рассмотрим алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации:
Сначала обсудим искусственное дыхание, а затем непрямой массаж сердца, который составляет ее часть.
Искусственное дыхание новорожденному и грудничку
Искусственная вентиляция легких направлена на активизацию дыхательных центров.
- Сначала проверьте, имеется ли пульс, и подтвердите, что ребенку требуется помощь.
- Уложите ребенка на твердую поверхность, при этом его ноги должны быть подняты под углом в 60 градусов.
- Проверьте наличие инородных объектов в ротовой полости и дыхательных путях.
- Наклоните голову слегка назад, удерживая лоб одной рукой, а нижнюю челюсть вытяните вперед другой.
- Следите за дыханием ребенка в течение 5 секунд.
- При его отсутствии осторожно и медленно вдохните в рот и нос ребенка, длительность вдоха должна составлять 1.5-2 секунды, до тех пор пока не приподнимется грудная клетка. Объем воздуха не должен превышать 30 мл, важно напомнить, что нельзя дуть в ребенка полную порцию взрослого легкого!
- После вдоха подождите несколько секунд, давая возможность воздуху выйти (грудная клетка должна опуститься).
- После этого сделайте второй вдох.
- Если после пяти таких вдохов пульс не восстановился, переходите к непрямому массажу сердца.
Параллельно с непрямым массажем сердца проводите искусственную вентиляцию легких с частотой 30-40 вдохов в минуту для детей до года.
Непрямой массаж сердца новорожденному и грудничку
Следующий алгоритм действий:
- Положите ребенка на спину на твердую поверхность.
- Ставьте большие пальцы рук на переднюю испальную часть груди, убедитесь, что они находяться на точке, расположенной на 1 см ниже сосков.
- Другие пальцы должны находиться под спиной ребенка.
- Нанесите давление с помощью двух больших пальцев на среднюю треть грудину на глубину 1.5-2.5 см.
- Параллельно с непрямым массажем сердца вдыхайте искусственным способом. Для новорожденных используйте соотношение: 3 нажатия на грудь и 1 вдох.
- Если реанимацию осуществляют два человека, это соотношение совместимо. Если же вы одни, рекомендовано уделить внимание другому соотношению: 15 нажатий на грудную клетку и 2 искусственных вдоха.
- Частота нажатий на грудь у новорожденного составляет около 100-120 в минуту, что равняется 2 нажатиям в секунду.
- Искусственные вдохи естественным образом составляют примерно 30-40 раз в минуту.
- На грудничка — 15 нажатий и 2 вдоха.
- Важно не отрывать пальцы от груди в процессе массажа, чтобы не потерять точку давления.
Действия следует прекращать, когда появляется пульс и начинается дыхание. После этого ребенка следует взять на руки и держать в боковом положении с чуть запрокинутой головой.
Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца детям с 1 года до 8 лет
Действия остаются теми же, что и для новорожденного, однако имеются свои нюансы. Давайте пробежимся по алгоритму для детей постарше.
В первую очередь вызовите скорую помощь. Затем положите ребенка на твердую поверхность, вытяните ему нижнюю челюсть и откройте рот.
При этом закройте ребенку нос и сделайте 5 вдохов в рот. Объем необходимого воздуха для ребенка равен половине объема ваших легких.
Если состояние ребенка не улучшается, пульс и дыхание отсутствуют, переходите к непрямому массажу сердца.
Непрямой массаж сердца
Перед началом процедуры ноги ребенка поднимаются примерно на 60 градусов.
Затем начинайте интенсивно сжимать грудную клетку в области грудины, чтобы она опускалась на 2.5-3.5 см.
Точка приложения усилий у грудных детей расположена точно посередине грудины, у старших детей — чуть ниже центра.
Для детей в возрасте от года до восьми лет массаж проводят одной ладонью. У более старших детей рекомендуется использовать обе руки одновременно.
В одном сеансе необходимо выполнить 30 нажатий на грудную клетку, после чего сделать два искусственных вдоха.
Для малышей от одного до восьми лет оптимальная частота нажатий на грудную клетку составляет от 80 до 100 раз в минуту. Более взрослым детям достаточно 80 нажатий.
Частота искусственного дыхания должна соответствовать нормам, например, для пятилетнего ребенка это 24-25 вдохов в минуту.
Для удобства запоминания, представим схему:
Если у ребенка восстановился пульс и появились самостоятельные вдохи, можно прекратить реанимацию. Рекомендуется уложить малыша на бок, в удобном и стабильном положении.
Надеемся, что полученные знания останутся лишь теоретическими и не будут востребованы на практике. Желаем здоровья вашим детям!
Опыт других людей
Анна, 35 лет, мать двоих детей:
Когда моему сыну было около трех лет, он случайно подавился детской игрушкой. Это было ужасное мгновение. Я вспомнила, что знала о «приеме Хеймаха» из курса первой помощи. Я подошла к нему сзади, обняла его под грудью и сделала несколько резких толчков вверх. С первой попытки игрушка вышла, и ребенок смог снова дышать. Эти несколько минут кажутся вечностью, и я поняла, насколько важно знать, что делать в такой ситуации.
Игорь, 42 года, отец одного ребенка:
Однажды на детском празднике мой восьмилетний сын начал кашлять и задыхаться. Я сразу понял, что он подавился. Я принял решение действовать быстро и, хотя был в ужасе, начал делать несколько толчков между лопатками. К счастью, это сработало, и он выплюнул кусок пирога, который застрял у него в горле. После этого инцидента я записался на курс первой помощи, чтобы быть готовым к подобным ситуациям в будущем.
Светлана, 28 лет, молодая мама:
Мы только начали вводить твердую пищу, и однажды моя дочь задохнулась кусочком банана. Я была в панике, но старалась не поддаваться эмоциям. Я вспомнила, что нужно наклонить ее вперед и делать реберные толчки. Я сделала несколько попыток, и, к счастью, банан вышел. После этого я поняла, как важно быть готовой к таким ситуациям и прошла курс по первой помощи для родителей. Теперь я чувствую себя более уверенно, зная, что могу помочь своему ребенку.
Вопросы по теме
Как правильно оценить ситуацию, если ребенок задыхается из-за инородного тела?
Первый шаг — быстро оценить состояние ребенка. Если он может говорить или кашлять, это означает, что дыхательные пути частично свободны. В этом случае следует поощрять его кашлять, чтобы попытаться вывести инородное тело. Однако, если ребенок не может говорить, кашлять или дышать, это признак полного перекрытия дыхательных путей, и необходимо немедленно принять меры первой помощи.
Какие особенности первой помощи для грудных детей при попадании инородного тела в дыхательные пути?
Для грудных детей важно использовать специальные методы первой помощи, поскольку их физическая структура отличается от взрослых. Если инородное тело застряло в дыхательных путях грудного ребенка, необходимо лечь его на предплечье, лицом вниз, и аккуратно похлопать по спине между лопатками (до 5 раз). Если это не помогло, нужно перевернуть ребенка на спину и провести 3-5 толчков в грудную клетку. Если инородное тело не удалось извлечь, следует немедленно вызвать скорую помощь.
Какие инородные тела чаще всего попадают в дыхательные пути у детей?
Детям свойственно пробовать на вкус и ощупывать окружающие предметы, поэтому в дыхательные пути могут попасть различные инородные тела. Наиболее распространенные из них — это небольшие игрушки, орехи, зерна, монеты и кусочки пищи. Важно помнить, что многие из этих предметов могут вызвать опасные ситуации, поэтому следует тщательно следить за тем, чем играет и что ест ребенок.